AV Galaxy
AV Group
menu

Как обеспечить промышленно-технологическое лидерство России? Роль триады на уровне регионов: технологическое, кадровое и интеллектуальное развитие

В первый день Петербургского международного экономического форума состоялась стратегическая сессия Совета Стратегов и Совета лидеров «Выбирай своё».

Участники сессии постарались найти ответы на следующие вопросы: как обеспечить промышленно-технологическое лидерство России, какова роль технологического, кадрового и интеллектуального развития на уровне регионов, как обеспечить реализацию Послания Президента Российской Федерации и Указа о новых национальных целях развития.

Модерировали дискуссию Алексей Крыловский, президент Совета Стратегов (президент AV Group) и Наталия Иванова, секретарь Совета Стратегов (руководитель дирекции экосистемы Московской ассоциации предпринимателей, корпоративный директор AV Group).

В дискуссии приняли участие члены Совета Стратегов: декан факультета международных экономических отношений Финансового университета Павел Селезнев, директор Института социально-экономического проектирования, ведущий эксперт Центра исследований цифровой экономики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Артем Шадрин, управляющий «Русатомкапитал» Владислав Гершкович; члены Совета лидеров «Выбирай своё»: директор по инновациям и маркетингу ГК «Технологии Надежности» Александр Песенко,**** инициатор Черноморского технологического кластера Павел Нестеренко,**** член совета директоров «Беломорский порт» Михаил Грудинин, генеральный директор Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова, директор по развитию компании «Спурт» Кирилл Васильев, а также генеральный директор Mriya Resort & SPA Самвел Саруханян и коммерческий директор Мегаис Павел Рассадин.

Ключевые тезисы экспертной дискуссии:

  • На мероприятии было представлено исследование «Выбирай своё. Промышленно-технологического лидерство России»: в рамках исследования как анализируется опыт развития на основе ставки на промышленности и технологии во всем мире, так текущие позиции и достижения России в целом и ключевых полюсов роста и регионов-лидеров.
  • Важно уделять особое внимание идеологии. В частности, эксперты сошлись во мнении, что ключевые инвестиции – это инвестиции в себя, в свое интеллектуальное развитие, в свою карьеру и инвестиции в развитие своей страны, с вложением в духовные и культурные инициативы, создающие уникальность мышления и сохранение ментальности. Роль государства в этом процессе сложно переоценить: любой специалист должен понимать, что его знания и компетенции востребованы, прежде всего, в различных отраслях в своей стране, и нет необходимости заниматься поиском достойной работы где-то за рубежом.
  • В целом предложено большое внимание уделять развитию технологической инфраструктуры инфраструктурное развитие: создание в регионах условий для развития технологических кластеров, ИТ-долин, исследовательских лабораторий, испытательных полигонов. Одним из вопросов стали сквозные проекты для каждого региона в зависимости от специфики и конечного продукта с обязательным развитием сервисов, включая алгоритмы эксплуатации и мониторинг.
  • В экспертной дискуссии участники большое внимание уделили методическим подходам к подготовке кадров для технологического лидерства, предлагая иной подход к образованию, который заключается в обязательном вовлечении в этот процесс как технологических, так и производственных компаний, а также в создании образовательных программ совершенно другого уровня, а также институтов развития и технологической инфраструктуры (технополисов) для реализации стартапов.
  • Очень остро обсудили вопросы промышленно-технологической политики. При тщательном разборе кейсов выясняется, что, например, импортозамещение устриц или виноградных лоз – это не совсем импортозамещение. Покупка базовых материалов и подкормки во Франции, Италии, Болгарии, а выращивание на своей территории, но при этом отсутствие возможности создавать следующий цикл, то есть мальков или лозы для продажи и размножения – это локальное производство, не позволяющее запустить самостоятельное воспроизводство. Для этого требуется создание институтов и наука.
  • При обсуждении тренда на «зеленые технологи» пришли к выводу, что необходимо создавать специализированного государственного заказчика с целью мониторинга как технологий, так и последствий их использования.
  • Участники сессии затронули и вопросы необходимости мер поддержки, отраслевых и региональных субсидий, а также вопросы стимулирования уплаты налогов различными сообществами.

 

Ключевые ставки для обеспечения промышленно-технологического лидерства.

Триада промышленно-технологического лидерства:

1. Технологическое развитие.

  • Развитие инновационной инфраструктуры.
  • Стимулирование внедрения современных технологий.
  • Создание благоприятной среды для инноваций.
  • Развитие отраслевых кластеров.
  • Создание региональных центров технологического лидерства.

2. Кадровое развитие.

  • Подготовка высококвалифицированных кадров.
  • Развитие системы профессионального образования.
  • Привлечение талантов.
  • Формирование региональных программ развития талантов.
  • Повышение мобильности рабочей силы.

3. Интеллектуальное развитие.

  • Развитие научных исследований.
  • Создание инновационного климата.
  • Привлечение инвестиций в науку и инновации.
  • Развитие цифровой грамотности.

Ключевые направления реализации:

  • Закрепить задачу промышленно-технологического лидерства в базовых стратегических и программных документах: на основе единой Стратегии социально-экономического развития, в которой одним из ключевых приоритетов заложить главенство промышленно-технологического лидерства, а также учесть этот приоритет во всех государственных программах, что обеспечит координацию усилий всех участников.
  • Развитие системы государственного финансирования науки и инновационных проектов, с акцентом на поддержку фундаментальных исследований, создание новых технологий и развитие отраслевых кластеров, на основе прозрачных и эффективных механизмов распределения ресурсов.
  • Усиление роли и ответственности региональных властей в реализации национальной стратегии промышленно-технологического развития: создание региональных программ развития промышленно-технологического потенциала, учитывающих специфику каждого региона.
  • Развитие системы профессионального образования, с акцентом на подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей, повышение квалификации и переподготовка специалистов.
  • Создание привлекательной среды для работы в России, с акцентом на рост заработной платы, развитие социальной инфраструктуры, предоставление льгот и субсидий для молодых специалистов, создание «условий привлекательности» для талантливых людей в России.

 

Ключевые инициативы промышленно-технологического развития

Единый центр управления промышленно-технологическим развитием на уровне субъекта.

  • Создание организационной структуры управления промышленно-технологическим развитием субъекта – специализированной организации (например, Агентства развития) и проектного офиса.
  • Централизация управления инновационно-инвестиционной инфраструктурой.
  • Выделение промышленно-технологического развития в Стратегии субъекта в качестве высокоуровневой цели, разработка доктрины, функциональной карты и дорожной карты (плана мероприятий) по ее реализации.
  • Создание промышленных инновационно-технологических кластеров и обеспечение стратегического управления.
  • Формирование «зонтичного» международного брэнда / брендов на уровне субъекта, разработка программы поддержки и продвижения промышленно-технологической продукции участников кластера.
  • Соглашения о совместных закупках участниками кластера (экономия на масштабе): сырье, материалы, услуги, логистика, маркетинг, продажи, научные исследования и разработки.
  • Выявление и стимулирование локализации цепочек создания добавленной стоимости, создания новых предприятий-спутников и реализации перспективных совместных проектов участников Кластера.
  • Синхронизация корпоративных стратегий и бизнес-планов участников кластера.

Инфраструктура технологической поддержки проектов:

  • Создание инфраструктуры акселерации, запуска и поддержки технологических стартапов с уровнем готовности технологий TRL6-9.
  • Создание новой технологической инфраструктуры (технопарки, промышленные полигоны, центры исследований, тестирования, прототипирования, трансфера технологий и промышленного дизайна).
  • Поддержка научных исследований и разработок в приоритетных направлениях, необходимых для развития высокотехнологичных наукоемких производств и внешнеэкономической деятельности.
  • Стимулирование появления и реализации промышленно-технологических проектов и создания новых высокотехнологичных производств.

Реновация промышленных территорий.

  • Отбор территорий, определение их перспективного видения, зонирование, разработка мастер-планов, внесение изменений в документы СТП.
  • Развитие инженерной, социальной и промышленной инфраструктуры с участием потенциальных резидентов
  • Перепрофилирование промышленных объектов, строительство новых производств с учетом новых требований, в т.ч. к социальной и экологической составляющих.

Реализация режимов преференциальных территорий.

  • Создание особой экономической зоны со специальным налоговым и таможенным режимом (примеры: ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ «Технополис «Москва»), территории опережающего развитие и др.; формирование промышленно-технологической инфраструктуры преференциальных территорий.

Реализация проектов с использованием механизмов ГЧП

  • Системный анализ текущих проектов и их проблематики.
  • Выявление потенциальных объектов инвестирования с использованием механизмов ГЧП (региональный и муниципальный уровни).
  • Реализация механизма офсетных контрактов.

Поддержка научных исследований и разработок:

  • Увеличение бюджетных расходов на НИОКР в технологических сферах и стимулирование роста расходов бизнеса на НИОКР
  • Отбор приоритетных технологических направлений.
  • Экспертиза эффективности затрат на НИОКР
  • Определение перспективных НИОКР, требующих государственной поддержки.
  • Создание инфраструктуры реализации НИОКР.

Создание постоянно действующей системы импортозамещения.

  • Анализ и системный мониторинг импорта, оценка импортозависимости предприятий.
  • Формирование приоритетных направлений, продуктов и технологий импортозамещения.
  • Стимулирование и финансовая поддержка проектов импортозамещения.
  • Поддержка запуска проектов импортозамещения и продвижения их на рынке, в т.ч. экспортном.
  • Создание новой / обеспечение доступа к действующей высокотехнологичной инфраструктуре.

Центр инвестиционной поддержки:

  • Единое окно инвестиционной поддержки мирового уровня (упаковка и распаковка, сопровождение проектов).
  • Привлечение ключевых федеральных институтов развития и финансовых институтов, в т.ч. венчурных.
  • Фонд поддержки стартапов.
  • Льготные займы на реализацию промышленно-технологических проектов.

Кадровый центр.

  • HR-платформа Кадрового центра: система кадрового обеспечения (привлечение, закрепление, подготовка, выбытие кадров; обеспечение предприятий и проектов высококвалифицированными специалистами).
  • Создание жилищно-сервисной инфраструктуры (сеть мест размещения и сервисов для трудовых ресурсов).
  • Мониторинг, оценка и прогнозирование потребности в кадрах.
  • Разработка и продвижение ценностного предложения для целевых категорий специалистов для локального и внешнего рынков труда. Формирование бренда территории как работодателя.
  • Служба адаптации переезжающих работников (САПР).
  • Сквозная система развития (индивидуальный план развития).
  • «Карта карьерных маршрутов»: инструмент карьерного планирования –– типовая схема карьерного роста, которая отражает последовательность и варианты вертикальных и горизонтальных перемещений сотрудников.

Распределенный образовательный кампус.

  • Качественная образовательная инфраструктура среднего профессионального и высшего образования.
  • Практико-ориентированные модели профессионального образования.
  • Интеграция образовательных организаций с производственным сектором.
  • Модернизация содержания и форм образования (взаимодействие вузов, СПО, бизнеса и органов власти).
  • Центр подготовки и переподготовки взрослого населения.

 

Китай: инициативы обеспечения промышленно-технологического роста:

  • Национальный стратегический план «Сделано в Китае 2025». Достижение независимости от иностранных поставщиков, увеличение производства высокотехнологичных продуктов и услуг, повышение доли высокотехнологической продукции в промышленности страны.
  • Зоны развития высоких технологий, где поощряется развитие высокотехнологичных отраслей.**** Пояс высоких технологий Пекин–Тяньцзинь–Шицзячжуан с крупнейшим технопарком Чжунгуаньцунь, Зона высоких технологий в Шэньчжэне и др.
  • Создание особых экономических зон. В 1980-х годах Китай создал несколько особых экономических зон, таких как Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу с льготными условия для иностранных инвестиций и развития высокотехнологичных отраслей.
  • Программа «Факел». Программа поощрения иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, запущенная в 1988 году.
  • Либерализация трудового законодательства, позволившая увеличить привлекательность труда в высокотехнологичных отраслях, гибкость для инновационных компаний, развитие частного сектора. Содействие трудовой мобильности.
  • Государственные инвестиции в образование.
  • Реструктуризация Министерства науки и технологий, для повышения уровня независимости в научно-технологической сфере: усиление роли отраслевых ведомств, контроль результативности организаций, выполняющих НИР.
  • Программы поддержки малых, средних и микропредприятий, внедряющих научные достижения, культуру инноваций, формирующих глобально ориентированные инновационные центры в области промышленных технологий: политика целенаправленного снижения налогов и сборов.
  • Стратегический план расширения внутреннего потребления. Стимулирование экономического роста и снижения зависимости от экспорта.
  • Локализация научно-технического оборудования, операционных систем и базового программного обеспечения.
  • Внедрение концепции развития «умного» производства, основой которой стали «интернет вещей», «большие данные», «киберфизические системы», технологическое и производственное оборудование.
  • Цифровая трансформация промышленности.
  • 10-летний план фундаментальных исследований. Институциональная и финансовая поддержка «большой науки» — фундаментальных исследований. Модернизация научно-исследовательской инфраструктуры, поддержка научных школ, привлечение в науку талантливой молодёжи, повышение качества образования и исследовательских кадров.
  • Программа поддержки инноваций: Правительство Китая активно поддерживает инновации и предпринимательство, предлагая различные стимулы и финансирование для стартапов и инновационных проектов.
  • Создание международных и национальных научно-технических центров в приоритетных отраслях промышленности.

Индия: инициативы обеспечения промышленно-технологического роста:

  • Программа «Делай в Индии» (Make in India). Цель – превратить Индию в глобальный центр для производства, инноваций и инвестиций:
    • Привлечение иностранных инвестиций в т.ч. в высокотехнологичное производство; упрощение процедур инвестирования и снижение бюрократических барьеров.
    • Стимулирование развития цифровых технологий и инноваций.
    • Создание специальных экономических зон (СЭЗ) и индустриальных парков, развитие индустриальных коридоров и строительство «умных» городов.
    • Программы подготовки квалифицированных кадров.
    • Поддержка и стимулирование НИР.
    • Упрощенная система регистрации патентов и облегчение регистрации прав интеллектуальной собственности.
  • Startup India – инициатива создания благоприятной среды для развития стартапов и поощрения инноваций (запущен в 2016 г.).
  • Правительственный Фонд поддержки стартапов (Startup India Seed Fund), финансирование стартового капитала.
  • Налоговые льготы.
  • Инкубационные центры и технопарки.
  • Программы обучения инновационных предпринимателей.
  • Упрощение процедур регистрации и лицензирования для стартапов.
  • Закон о конкуренции 2002 г.: создание открытой конкурентной среды для развития производств.
  • Национальная политика в области электроники (National Policy on Electronics): создание конкурентоспособной устойчивой инновационной отрасли электроники в Индии через создание благоприятной среды для развития производства высокотехнологичной продукции.
  • Стимулирование местного производства (механизмы финансовой поддержки) и снижение зависимости от импорта.
  • Упрощение процедур инвестирования и обеспечение защиты прав инвесторов.
  • Обучение кадров: создание программ обучения, учебных и исследовательских центров компетенций, партнерство с промышленными предприятиями, программы поддержки стартапов, инкубаторы и акселераторы.
  • Развитие цифровых технологий: поощрение инноваций, создание инновационных кластеров, технопарков, специальных центров и лабораторий для НИР, цифровизация производства, госзаказы (ключевые сферы –  вещей (IoT), искусственный интеллект (AI), робототехника и др.).
  • Digital India. Ускорение цифровой трансформации страны:
    • Развитие цифровой инфраструктуры (сети ШПД, ЦОД).
    • Электронное правительство (e-Governance).
    • Цифровое образование, цифровое здравоохранение, цифровая экономика.
  • Smart Cities Mission – развитие «умных городов»: реновация городов, внедрение информационных и коммуникационных технологий для улучшения качества жизни, управления городской инфраструктурой и ресурсами, обеспечения экологической устойчивости.

 


Политика кластерной активации

В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50% экономики и концентрируется более 40% занятых. Это дает основания сделать стержнем экономической политики кластерную активацию, под которой понимается акцентированная и концентрированная политика стимулирования создания и развития кластеров со стороны власти (государственной, муниципальной), бизнеса с целью ускорения социально‑экономического развития и повышения конкурентоспособности региона, осуществляемая посредством оформленного набора мер и механизмов прямого стимулирования со стороны специально созданного института развития кластеров.

Кластерная активация предполагает:

  • концентрацию на приоритетных направлениях, способных обеспечить экономический рост и высокую конкурентоспособность на межрегиональных и международных рынках. Создание кластера/субкластеров умной экономики на основе действующих экономических комплексов в ряде приоритетных направлений развития;
  • стимулирование экономического роста в условиях поэтапного перехода от ограничения конкуренции (замещения импорта) через стимулирование развития локальных бизнесов к устойчивому экспортоориентированному развитию на открытом конкурентном рынке;
  • новые акценты политики создания экосистем предпринимательства и инноваций, инвестиционной политики;
  • формирование интегрированных технологических цепочек, обеспечивающих повышение доли производимой добавленной стоимости;
  • переход от макроэкономического регулирования к кластерной политике с использованием активных методов стимулирующего вмешательства государства в социально‑экономическое развитие;
  • помощь региона в продвижении отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках;
  • межрегиональную интеграцию в процессе разработки кластерной политики и образование трансграничных кластеров;
  • государственную политику стимулирования развития связей между вузами, исследовательскими институтами и бизнесом и привлечения в центры знаний и предпринимательства отечественных и зарубежных предприятий;
  • формирование центров конкурентоспособности и высоких технологий, технополисов на базе и вокруг вузов;
  • «подтягивание» отсталых территорий посредством формирования субкластеров умной экономики, основанных на инновационных технологиях;
  • стимулирование реализации проектов, несущих максимальный мульти­пликативный и синергетический эффекты для экономики региона в целом.

Политика кластерной активации позволяет по‑новому взглянуть на развитие предпринимательства. Конкурентоспособный кластер – это взаимосвязанные крупный, средний и малый бизнес. При этом роль МСП очень велика, особенно в развитии инновационных направлений и сервисов. Сегодня МСП эффективно используется как форма построения бизнеса в рамках крупных корпораций и холдингов.

Наиболее перспективной и эффективной формой МСП в рамках кластеров являются профессиональные сервисные и малые производственные компании, поскольку им свойственны высокая предпринимательская культура, использование проектного управления, командные принципы работы, непрерывное образование и самосовершенствование сотрудников, гибкие формы занятости, персонификация продуктов и услуг, инновационность, умение взаимодействовать с партнерами и конкурентами. Увеличение доли и роли профессиональных сервисных и малых производственных компаний в экономике – одно из приоритетных направлений развития. Для таких компаний, как и для бизнеса в целом, нужен благоприятный хозяйственный климат, экосистема предпринимательства.

Развитие инновационно‑инвестиционной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства должно осуществляться не только за счет государственного финансирования, но и за счет крупного бизнеса – потенциально крупнейшего потребителя товаров и услуг малых предприятий. Это позволит повысить адаптивность крупных компаний к потребностям рынка и создать действенную систему субконтрактных отношений с малым и средним бизнесом и, самое главное, вовлечь малый и средний бизнес в сферу производства.

Развитие будет стимулироваться в рамках флагманского проекта кластерной активации.

Сегодня этапы глобального производства товаров и услуг распределены по всему миру, что создает возможности развития нишевых продуктовых или субпродуктовых инновационных кластеров, на основе которых можно провести масштабное обновление современной экономики через создание новой умной экономики региона, способной занять лидирующие позиции в производстве отдельных видов товаров и услуг, став поставщиком знаний и технологий для глобального мира.

Развитие умной экономики будет осуществляться через стимулирование предпринимательской инициативы и государственной поддержки, направленных на создание современных бизнесов и проектов, использующих сочетание принципиально новых технологий (пятого, шестого, а в будущем и седьмого технологических укладов) и традиционных преимуществ экономики. Субкластеры умной экономики призваны аккумулировать научный и производственный потенциал различных субъектов для создания цепочек выпуска инновационной продукции как на базе традиционных связей и ресурсов, так и на основе применения сверхновых технологических достижений. Важным условием успеха является способность ключевых субъектов кластера включиться в международное разделение труда, привлечь международных технологических партнеров, а также финансовых и стратегических инвесторов.

Кластерная активация предполагает расширение возможностей для бизнеса участвовать в разработке и реализации важнейших направлений экономической политики, получать государственную поддержку (административную, инфраструктурную, налоговую, финансовую). Обязательным условием участия бизнеса в кластерной активации является его максимальная открытость и вовлеченность, обеспечиваемая через разработку и реализацию пакета стратегических документов, позволяющих синхронизировать развитие конкретного бизнеса и региона в целом. Синхронизация планирования достигается при наличии у ключевых предприятий субкластеров портфеля следующих стратегических документов с горизонтом до 2030 г.:

  • долгосрочная стратегическая доктрина развития;
  • комплексный бизнес‑план развития на базе портфеля инвестиционных проектов;
  • стратегия инновационного развития;
  • стратегия повышения конкурентоспособности (рост производительности труда и эффективности производства);
  • стратегия глобального продвижения.

 

Ключевые инициативы кластерной активации (в разрезе семи направлений конкуренции G1-G7):

G1. Клиентоориентированные приоритетные проекты:

  • Определение портфеля конкурентоспособных приоритетных проектов.
  • Диагностика рынков. Разработка и реализация программы продвижения продуктов кластера.
  • Разработка и реализация программы оптимизации издержек в рамках продуктов кластера.

G2. Передовые игроки и институты:

  • Выявление и поддержка лидеров-генераторов развития кластера. Определение ключевых участников кластера.
  • Синхронизация стратегий и бизнес-планов участников кластера.
  • Разработка и реализация дорожных карт развития кластера, фиксирующих стратегию развития и набор государственных/муниципальных механизмов поддержки.
  • Реализация системы оптимизации/реформирования бизнеса ключевых участников кластера.
  • Содействие эффективной кооперации участников кластера между собой и с ведущими мировыми компаниями.
  • Определение институтов развития кластера (институт развития, инжиниринговый центр, фонд, др.).
  • Реализация институциональной программы снижения административных барьеров.

G3. Фокус на таланты и ценности:

  • Формализация требований к специалистам кластера.
  • Формирование системы ценностей и этических норм кластера.
  • Привлечение и удержание лучших лидеров и талантов в кластера (включая мировых звезд).

G4. Лидерство в инновациях:

  • Формирование перечня ключевых инноваций кластера. Определение портфеля инновационных проектов.
  • Запуск «тройной спирали»: бизнес-наука-власть.

G5. Эффективное и «устойчивое» использование природных ресурсов:

  • Определение набора ресурсов и потребности в них со стороны предприятий и проектов, входящих в кластер.

G6. Высококачественная инфраструктура:

  • Формирование списка инфраструктурных ограничений в развитии кластера.
  • Формирование портфеля приоритетных инфраструктурных проектов кластера.
  • Стимулирование развития действующих и создания новых зон развития, индустриальных и технопарков.

G7. Высокая инвестиционная привлекательность и качество финансовой системы:

  • Формирование инвестиционного портфеля приоритетных проектов кластера.
  • Разработка и реализация программы инвестиционного продвижения приоритетных проектов развития кластера.
  • Разработка и реализация программы сопровождения привлечения инвестиций (финансовых и стратегических) в приоритетные проекты кластера.
  • Обеспечение приоритетной поддержкой участников кластера (налоговая, финансовая, инфраструктурная, административная).
  • Проведение мониторинга и оценка эффективности уровня развития кластера.