Рестарт для регионов

Статья в приложении Российской газеты «Экономика Сибири»

Мнение Алексея Крыловского, президента AV Group, вице-президента Ассоциации региональных инвестиционных агентств

В нынешней сложной макроэкономической и геополитической ситуации нельзя посыпать голову пеплом и все списывать на кризис. Нужно вести активную, я бы даже сказал амбициозную инвестиционную политику. Мы знаем, что есть регионы, которые даже в благоприятных экономических условиях показывают отрицательные результаты, потому что не проявляют активности. Кризис — повод для того, чтобы пересмотреть свои возможности, найти конкурентные преимущества и стартовать по-новому, опираясь на имеющуюся базу. В мире много примеров, когда регионы и целые страны пересматривают свои возможности и не в самых благоприятных условиях успешно стартуют. Мы видим это на примере Сингапура, Малайзии, Таиланда.

Сейчас мы изучаем возможности Алтайского края и уже пришли к выводу, что у него хорошая база и конкурентные преимущества — в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, туризме, машиностроении. Сегодня Алтай по потоку туристов обошел даже Минеральные Воды. Краю, как несырьевому региону, надо ставить на те направления, где можно совершить прорыв. Некоторые шаги уже сделаны: создан биофармацевтический кластер, принята программа развития биофармацевтики.

Но чтобы успешно стартовать, необходимо выработать четкую стратегию — кого и куда мы зовем инвестировать. Не нужно придумывать какие-то отдельные программы, должна быть единая стратегия социально-экономического развития региона, которая коррелирует с планами муниципалитетов и со стратегиями федерального округа, страны, федеральными программами, чтобы было понимание долгосрочной государственной поддержки.

Еще одна задача — создать благоприятные условия для инвесторов, как для тех, кто уже работает в регионе, так и для новых — отечественных и зарубежных. Чтобы инвестиционных проектов было много, властям нужно выстроить эффективную институциональную среду. Это, прежде всего, непосредственные институты поддержки инвесторов, предпринимателей, бизнеса. Очень важно, чтобы такая среда была «живой». Нельзя написать стратегию на десять лет за один раз и не менять ее, так же, как и расписать на десять лет вперед проекты. Институциональная среда должна меняться вслед за экономическими условиями.

И, конечно, нужно постоянно искать новые точки роста, ведь успеха добиваются те, кто внедряет простые идеи, лежащие на поверхности, но на которые прежде не обращали внимания. Сегодня уже никто не хочет есть «пластиковые» продукты, а производить экологически чистые — сложно и дорого. Для Алтайского края экопитание могло бы стать одним из конкурентных направлений, так же, как биофармацевтика, кластер здорового образа жизни и создание «умных» машин для этих отраслей. И не надо бояться нового, которое пока кажется невозможным. Еще недавно мы считали дронов просто игрушкой, созданной роботехниками, а сегодня эти летательные аппараты патрулируют улицы, снимают новости, разносят почту.

Опубликовано в Новости