Амбиции и качество. Стратегическое видение развития Северо-Кавказского федерального округа

Алексей Крыловский, Андрей Ефремов, Игорь Матиенко, AV (Журнал ЮГ.RU)

В развитии мировой экономики происходит смещение акцентов. Новые территории предлагают новые решения. Говоря о России как о развивающемся рынке необходимо отметить, что не все регионы смогут иметь одинаковую динамику развития, необходимо выделять регионы, способные развиваться опережающими темпами. Мы предлагаем посмотреть на Северный Кавказ как на развивающийся рынок (emerging markets) России и соответственно мира.

Сложившиеся объективные условия и новые векторы региональной политики России создают предпосылки для того, чтобы к 2025 г. можно было утверждать:

  • Северный Кавказ – территория России с высокими темпами роста экономического развития и качества жизни, осевой регион геополитики и торгово-экономической интеграции на Юге России.
  • Северный Кавказ – территория пересечения международных потоков – «солнечное сплетение Евразии».
  • Северный Кавказ – территория инновационного развития.
  • Северный Кавказ – территория развития индустриально-инновационных комплексов, производящих и перерабатывающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом, в т.ч. экспортным.
    • Промышленный комплекс (акцент на сборочные производства с внедрением инноваций).
    • Агропромышленный комплекс (акцент на производство экологически чистой, в том числе инновационной, продукции).
    • Инфраструктурный комплекс, включающий топливно-энергетический и строительный комплексы (акцент на гидроэнергетике, альтернативной энергетике, современном строительстве).
  • Северный Кавказ – территория развития туризма.
  • Северный Кавказ – комфортное место для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.

Для достижения высокого уровня развития необходимо всем субъектам Северо-Кавказского федерального округа определиться со своими приоритетами и конкретными мероприятиями. Сегодня ведется глубокая работа по доработке и актуализации Стратегий развития регионов СКФО. Так, в сотрудничестве с AV, Республика Дагестан доработала и утвердила свою Стратегию, Республика Северная Осетия-Алания и Чеченская Республика в настоящее время актуализируют свои Стратегии социально-экономического развития. У остальных субъектов СКФО есть все возможности включиться в эту работу.

При разработке Стратегий развития субъектов СКФО необходимо реально понимать, куда движется каждый из субъектов, каковы его конкурентные позиции, обозначить стратегическую доктрину до 2025-2030 гг., а скорее до 2050 г. Это долгосрочное видение, безусловно, должно базироваться на четкой глубокой проработке программ, сориентированных на развитие социальных направлений, реального сектора экономики и экономики будущего. В этом и заключается главный подход при разработке Стратегий развития Республик Дагестан, Северная Осетия-Алания, Чеченской Республики.

Сегодня необходимо не просто разработать Стратегию для каждого субъекта, важно уточнить общий вектор развития округа, разработать сбалансированную политику, для чего необходимо согласовать приоритеты между регионами СКФО, создать постоянно действующий механизм обсуждения инвестиционных проектов и объединения усилий для их реализации.

В 2011 году AV разработан Инвестиционный план СКФО, в рамках которого, в каждом субъекте СКФО определены приоритетные проекты, претендующие на государственную поддержку в форме предоставления государственных гарантий Российской Федерации и ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Осуществлен отбор проектов для перспективного, но, безусловно, потенциально высокоэффективного механизма субсидирования части процентной ставки по проектам, финансируемым с привлечением заемного капитала.

Крупным отечественным и международным инвесторам, в первую очередь, интересны комплексные стратегические проекты развития, выполненные в соответствии с международными стандартами, с привлечением профессиональных экспертов, способные обеспечить значительный вклад в развитие округа, обладающие высокой эффективностью и способные создать максимальную синергию.

При этом необходимо отметить, что далеко не все проекты, предложенные регионами, являются стратегическими с точки зрения развития СКФО в целом. СКФО нуждается в дальнейшей системной проработке и реализации набора стратегических «якорных» проектов, к числу которых, безусловно, можно отнести развитие туристическо кластера (под управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа»). С расширением данного проекта, через включение в него не только горнолыжных курортов, обладающих высоким потенциалом, но и прибрежных зон Дагестана, а также уже сегодня обладающих высоким спросом курортов региона Кавказские Минеральные Воды, данный проект становится по-настоящему комплексным и стратегическим, создающим условия для развития туристско-рекреационного комплекса Северного Кавказа.

Требуется выстроить региональный проект развития торгово-транспортно-логистического комплекса, который позволил бы сформировать единый каркас «Транс-Кавказ», создающий возможность интеграции Северного Кавказа и России в целом в международные транспортные коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг». Это создаст условия миграции через территорию СКФО потоков современной промышленной, агропромышленной, топливно-энергетической и прочей продукции Азии и Европы, с возможностью включения в цепочки международного разделения труда не только как субъекта транзита, но и как субъекта производства и переработки продукции с высокой добавленной стоимостью, обладающей высокой инновационностью. В рамках данного проекта необходимо обеспечить развитие двух ключевых хабов: Каспийского (основными звеньями которого должны стать морской порт, с возможностью создания на его базе портовой особой экономической зоны, аэропорт, железнодорожный узел, система мультимодальных транспортно-логистических комплексов, а также современная транспортная система) и Минераловодского (основными звеньями которого должны стать аэропорт, выполняющий функцию узлового для СКФО, железнодорожный узел, система мультимодальных транспортно-логистических комплексов, современная транспортная система), а также нескольких региональных транспортных узлов (Гудермес, Беслан, Нальчик, Черкесск).

Развитие торгово-транспортно-логистической системы обеспечит развитие промышленности, которую необходимо концентрировать по принципу «забор к забору» в нескольких взаимоувязанных с хабами промышленно-производственных зонах. Такие площадки развиваются в Ставропольском крае, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике.

Особые условия складываются для развития топливно-энергетического комплекса, как в плане расширения транзита, так и через создание нефте- и газоперерабатывающих заводов. Необходимо развивать комплексный проект развития альтернативной энергетики Северного Кавказа. Сегодня можно отметить проекты альтернативной энергетики в Ставропольском крае, Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания.

В развитии агропромышленного комплекса также следует использовать комплексный подход. Опыт показывает, что инвестиции в сбалансированные вертикально-интегрированные агропромышленные холдинги обеспечивают развитие территорий, а во взаимосвязи с ними развиваются малый и средний бизнес, включающийся в производственные цепочки холдингов.

Развитие строительного комплекса требует взвешенного подхода. Спрос на продукцию и услуги комплекса стимулирует появление большого количества проектов, но требуется их систематизация и структурирование в рамках единого комплексного проекта. К примеру, несколько высоко мощных цементных заводов ограничат потенциал развития друг друга. Такие производства должны располагаться в наиболее оптимальных зонах как с точки зрения ресурсов и транспортного плеча, так и экологии. По нашему мнению, наиболее оптимальны для этого Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика.

Развитие социально-инновационной сферы требует своих системных проектов: создание международного инновационного центра, осевого государственного университета с системой профильных филиалов, системы лечебно-диагностических центров. Важно выделить инициативу Республики Северная Осетия-Алания по созданию Центра международных коммуникаций.

Важно выстроить сбалансированную пространственную политику, с выделением территориальных зон и агломераций. Наиболее крупными агломерациями должны стать Кавминводская, Прикаспийская и Грозненская.

Северному Кавказу необходимо быть регионом «преобразований и развития» — центром деловой активности Евразии. Для этого, в том числе, требуется реализация комплексного проекта продвижения СКФО, ядром которого должен стать конгрессно-выставочный комплекс СКФО, построенный по международным стандартам и система региональных конгрессно-выставочных центров.

Кавказ исторически привлекал лучших людей, сюда ехали лучшие поэты, лучшие творцы. Северный Кавказ и сегодня должен быть жемчужиной России для тех, кто будет здесь созидать, и тех, кто приедет сюда отдыхать!

Источник: Информационно-аналитический журнал ЮГ.RU

Опубликовано в Статьи