Грядущие плоды инвестиционного просвещения

Арина Барсукова (Эксперт Юг) / 21.11.2011

Первый форум крупнейших компаний СКФО продемонстрировал, что перед частным бизнесом Северного Кавказа по-прежнему стоит задача научиться «вкусно» готовить свои проекты для получения господдержки — инструментов для этого создано уже достаточно, а выделенные деньги остаются не до конца востребованными.

Основная тенденция составленного аналитическим центром «Эксперт ЮГ» рейтинга крупнейших компаний СКФО — преобладание на верхних строчках списка региональных подразделений госкомпаний и федеральных холдингов («Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и др.). Поэтому в повестку первого форума лидеров экономики Северного Кавказа, прошедшего в конце октября в Ставрополе, был вынесен вопрос о перспективах частного бизнеса в округе. Партнёрами форума выступили ОАО «Арнест», Северо-Кавказский банк Сбербанка РФ, Ставропольский государственный аграрный университет, компании «Лиссант-Юг» и Siemens Enterprise Communications, инвестиционно-кон­сал­тинговая компания AV.

Оценивая перспективы развития Северного Кавказа после создания нового федерального округа, выступавшие на форуме эксперты прежде всего делали акцент на новых возможностях, которые появились благодаря созданию механизмов господдержки приоритетных для этой территории проектов. «Сейчас есть возможности и шансы не с протянутой рукой выстраивать взаимоотношения с федеральным центром, а на месте реализовывать инвестиционные проекты, в том числе пополнять бюджетные доходы», — отмечает руководитель межрегионального управления Минрегиона России по СКФО Алексей Иванов. По его словам, в 2011 году уже приняты решения о господдержке 47 инвестиционных проектов, реализуемых на территории СФКО, общей стоимостью более 5,6 млрд долларов. В целом же сумма государственной поддержки через механизм государственных гарантий РФ, финансирование за счёт средств Инвестиционного фонда РФ, взнос в уставный капитал создаваемых компаний через ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» уже составила более 2 млрд долларов. Тем не менее, частному бизнесу в регионе только предстоит в массе своей освоить предложенные ему механизмы господдержки.

Инвестиционный полуфабрикат

По признанию участников форума, получить госгарантии было достаточно сложно. Очевидно, инициаторам проектов в СКФО ещё не хватает опыта их подготовки, который, несомненно, появится уже через год-два. А пока банкам и госструктурам приходится немало времени тратить на просветительскую работу: разъяснение особенностей подачи заявок и подготовки документов, прохождения процедур согласования, исправления ошибок и т.д. Сложившуюся ситуацию наглядно характеризует недоиспользование предоставленных лимитов по госгарантиям. В бюджете на 2011 год и два последующих на госгарантии заложено по 50 млрд рублей. Изначально на получение госгарантий было подано около тысячи проектов — отобрано же всего 28 на общую сумму 42 млрд рублей, а ещё 8 млрд пока остались невостребованными. Не исключено, что до конца года часть выделенных средств не найдёт «своих» проектов и перейдёт на следующий период.

Основная причина сложившейся ситуации в том, что формируемые сегодня принципы взаимодействия бизнес-сообщества и власти пока остаются не вполне понятными широкому кругу предпринимателей Северного Кавказа. Сама идеология государственно-частного партнёрства является новой для региона, печально известного хронической дотационностью и умением творчески осваивать бюджетные средства. Как подчеркнул в своем выступлении на форуме заместитель директора Центра ГЧП Внешэкономбанка Валерий Латыпов, государственно-частное партнёрство — это не складчина бизнеса и государства, и не благотворительность, это область, куда власть приглашает бизнес реализовывать проекты в тех областях, за которые несёт ответственность.

Подготовка первой партии проектов по программе госгарантий для СКФО выявила фундаментальную проблему: возможности, созданные и этим механизмом, и другими инструментами господдержки частного бизнеса в регионе, оказались существенно ограничены качеством спроса на них. «Государственные гарантии — это один из примеров, который показывает все имеющиеся у региона плюсы, — говорит управляющий партнёр инвестиционно-консалтинговой компании AV Алексей Крыловский. — Но этот инструмент высветил и существующие проблемы. Для привлечения инвестиций одного желания государства недостаточно: нужно, чтобы и предприниматели были готовы к привлечению инвестиций, чтобы они имели качественно проработанные проекты, чёткое представление об инструментах, говорили на одном языке с инвесторами, банками и государством. Мало иметь приоритетный проект и поддержку — нужно показать и доказать его сбалансированность, готовность команды, чтобы быть эффективным в долгосрочном забеге в 8–10 лет, вернуть инвестиции и обеспечить экономический рост в регионе».

Бизнес-план без ошибок

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед госструктурами на Северном Кавказе, является информирование инициаторов проектов о существующих возможностях и способах их использования. Другая задача, которая требует параллельного незамедлительного решения, — восполнить пробелы финансового образования и донести информацию о требованиях, которым инвестиционные проекты должны соответствовать.

«Ошибки, которые встречаются наиболее часто и тормозят реализацию многих процедур, заключаются именно в качественной проработке самих проектов, — говорит заместитель председателя правления Северо-Кавказского Сбербанка Игорь Яцук.  Основной проблемой становится то, что инициаторы проектов не всегда внимательно относятся к стадиям самого проекта, зачастую разработку проектно-сметной документации оставляют на последний момент. В итоге уже ведётся работа с банком, с Корпорацией развития, а проектно-сметная документация всё уточняется — соответственно, всё время корректируется стоимость самого проекта. Многие проекты, которые сошли с дистанции, имели неувязки со стадиями проектирования, подготовки документов. Один из путей исправления ситуации — грамотное выстраивание взаимоотношений со всеми участниками и представление всех составляющих проекта».

Старший управляющий директор Корпорации развития Северного Кавказа Тимур Чарто среди имеющихся проблем, помимо слабой проработки бизнес-планов, выделяет отсутствие финансовой модели и маркетингового анализа рынков сбыта на уровне макрорегиона, в связи с чем некоторые проекты дублируют друг друга. Характерно, что об этом ещё два года назад, до создания системных механизмов господдержки, в интервью «Эксперту» предупреждал президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, рассуждая о перспективах межрегионального сотрудничества северокавказских республик: «Каждая республика развивается как может, без оглядки на соседей, и это зачастую порождает одни и те же ошибки».

Институты для партнёрства

Особое место среди кредитных организаций, участвующих в активизации инвестиционного процесса в СКФО, занимает Северо-Кавказский Сбербанк. Фактически банк выполняет в своей отрасли ту задачу, которая ставилась государством при образовании нового округа — приблизить федеральные структуры к местным реалиям. «Зачастую инициаторы проекта, ещё не обращаясь к субъекту федерации, уже могут получить у нас консультацию, а мы можем вывести их на те или иные структуры — Корпорацию развития, Минрегион, консалтинговые фирмы, — поясняет Игорь Яцук. — Мы проводим достаточно большую работу по финансовому ликбезу — поясняем, каким образом сегодня можно использовать те уникальные возможности, которые созданы в СКФО и которых нет ни в одном другом округе».

Сегодня портфель проектов Северо-Кавказского Сбербанка составляет порядка 38 млрд рублей, основные отрасли финансирования — сельское хозяйство, промышленность, металлургия, производство медицинского оборудования, санаторно-курортный бизнес. 9 из 20 проектов, номинированных на госгарантии в этом году, должны быть прокредитованы Сбербанком. Среди них такие масштабные проекты, как металлургический завод «СтавСталь» в Невинномысске, тепличный комплекс «Агро-Ком» в Кабардино-Балкарии и кластер инновационных стройматериалов «Ин Ариа» в Ингушетии. Сроки реализации проектов, которые рассматривает банк, колеблются от 5 до 10 лет, норма рентабельности — на уровне 10–15%. Необходимое условие своего участия, на котором настаивает банк, — каждый проект должен реализовываться на базе софинансирования. Кроме того, банк изучает, есть ли у инициатора опыт в реализации аналогичных проектов.

Свои критерии отбора проектов и у Корпорации развития Северного Кавказа. Для получения её поддержки проект должен соответствовать целям и приоритетам, определённым в Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Общий объём акционерного и долгового финансирования, необходимый для реализации проекта, должен составлять более 500 млн рублей, срок окупаемости — не более семи лет с момента начала финансирования. Требуется наличие у ключевого персонала компании-оператора проекта опыта и квалификации, соответствующих его задачам. Норма внутренней доходности проекта, подтверждённая обоснованным расчётом прогнозных финансовых показателей, должна быть на уровне не менее 12% годовых. Доля собственных средств инициатора проекта — не меньше 30% от общего объёма финансирования, причём не менее трети должны составлять денежные средства. Однако при наличии таких средств у инициатора проекта появляется возможность самостоятельно обратиться в кредитную организацию и получить оставшуюся сумму. «Если выполняется критерий наличия у инициатора проекта 30 процентов собственных средств, Сбербанк с удовольствием рассматривает этот проект сам, но в большинстве случаев в наличии бывает 15–20 процентов, — отмечает Тимур Чарто. — Наше участие не должно превышать вклад инициатора. Идеальная для нас схема выглядит так: 30 процентов вкладывает инициатор, 20 процентов вкладываем мы, 50 процентов привлекаем в качестве долгового финансирования в банке».

Опубликовано в Статьи