Эффективизация: первейшая потребность бизнеса и власти

Алексей Крыловский. Управляющий партнер AV

Власть и бизнес не воспользовались первым годом кризиса для осуществления системной ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ. В 2010 г. приоритеты должны смещаться, сегодня недостаточно осуществлять простые меры: избавление от непрофильных активов, сокращение затрат на персонал, переход на более дешевые товары-заменители, удлинение циклов оборачиваемости и переосмысление инвестиционных программ. Потенциал этих решений, к сожалению, исчерпан, а кризис надолго, и на повестке дня решение более серьезных структурных вопросов, связанных с повышением производительности труда и эффективного управления активами.

Производительность труда в России (по данным исследований McKinsey и Strategy Partners) составляет от 10% до 30% от уровня США в зависимости от отрасли. Казалось бы, резервы повышения эффективности налицо. Но отечественные управленцы оказались не готовы.

Менеджеры не могут выделить главные факторы развития. Такие меры как разработка стратегии и последовательное внедрение прогрессивных мер развития, таких как реструктуризация, оптимизация бизнес-процессов, внедрение современных технологий, часто замещаются тривиальным сокращением персонала.

Как выстроить этот процесс? Нужно понимание лучшей практики — отечественный бизнес должны четко понимать модели развития лучших («ЗВЕЗД»). Сегодня такого понимания нет! Мы часто говорим о своей самобытности, а следует изучить лучший опыт и «просто сделать это!».

Уже первые результаты бенчмаркинга для многих российских компаний шокировал топ-менеджеров: работу, на которой в западных компаниях-аналогах заняты пять человек, у нас выполняют 20, 50, а то и 100 работников!

При этом государство, в свою очередь, фактически не мотивирует бизнес на повышение производительности. Лозунги не подтверждаются делом. Ручное управление не решило системных проблем. Крупнейшие бизнесы образовали в России социумы, выпасть из которых государство не позволяет. Доля государства в «корпорации Россия» увеличивается, при этом капитал как бы дармовой, а значит, повышать эффективность его использования — не главный приоритет.

Приятно хотя бы, что понимание производительности как важнейшего фактора выхода из кризиса нарастает. Иного пути просто нет. Выявление ключевых для оптимизации процессов путем российского и зарубежного «лучшего опыта», похоже, станет хитом наступающего года. Небывалыми темпами будет распространяться идеология Lean, которая в мире давно вышла за рамки производственных процессов автомобильной индустрии (Toyota, Ford…).
Таким образом, кризис – это последний шанс стать на правильный путь развития. Судьба может не дать нам второго шанса!

Источник: Ованесов А. Советы консультанта: Хит-2010 // Ведомости — 24.12.2009, 244 (2514), http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/12/24/222114

Опубликовано в Статьи