Зоны интенсивного регионального развития — прогрессивная форма государственно-частного партнерства

Алексей Крыловский. Управляющий партнер AV

Привлечение инвестиций стало важным лозунгом практически всех регионов, но грамотное привлечение инвестиций — это удел не многих! Регионам просто необходимо внедрять передовые механизмы стимулирования экономики. Одним из них является Агентство инвестиций и развития (АИР). Сегодня АИР -это тот инструмент благодаря, которому можно запустить мощный механизм развития.

Для того, чтобы привлекать инвестиции Власти необходимо создать Региональное АИР, наделить его бюджетом и полмочиями, и поручить запустить последовательный алгоритм:

  1. Разработать амбициозную стратегию развития, выделить приоритные области развития, сформировать предпосылки создания кластеров.
  2. Проработать качественную систему мер (в рамках Стратегии), включающую перечень приоритетных частных, государственных и государственно-частных инвестиционных проектов и инвестиционных площадок (Greenfields & Brownfields).
  3. Создать зоны интенсивного регионального развития (индустриальные парки, технико-внедренческие зоны, туристско-рекреационные зоны, агропромышленные зоны).
  4. Создать региональный инвестиционный фонд.
  5. Проводить последовательную работу по привлечению инвесторов в Регион.

Так, Ростовская область создает локальные промзоны, назвав их индустриальными парками. В них региональная власть только софинансирует подведение некоторых видов коммуникаций, не предоставляя никаких налоговых, а тем более таможенных, льгот. Но даже с такой минимальной поддержкой в донских индустриальных парках за последние три года стартовало полтора десятка проектов на общую сумму свыше двух миллиардов долларов.

При этом федеральная власть могла максимально упростить механизм ОЭЗ. Не проводить никаких конкурсов, исключить таможенные, налоговые льготы, а просто гарантировать всем российским регионам софинансирование коммуникаций 50 на 50 для локальных индустриальных парков. Чтобы сделать регионы более ответственными в своих амбициях, эту пропорцию можно было бы изменить в пользу центра, сократив их долю до 40–20 процентов. Но этого не произошло. Регионы сегодня самостоятельно создают локальные индустриальные парки, самостоятельно тратятся на софинансирование коммуникаций, хотя налоговые дивиденды от этой работы получает в том числе (или даже прежде всего) Москва. При этом цели достигаются те же самые, которые провозгласил центр, создавая ОЭЗ.

Федеральной идее особых экономических зон не хватило … простоты. Надо было произвести меньше действий, потратить меньше или столько же денег, а эффект мог оказаться гораздо большим.

Сегодня на всех уровнях власти появилось понимание того, каким серьёзным тормозом в развитии и модернизации экономики страны являются инфраструктурные ограничения. И для их преодоления государство развило бурную деятельность — работают комитеты, комиссии, проводятся заседания, совещания. Совершается много ненужных и неэффективных действий с целью ослабить инфраструктурные ограничения. Почему бы не выбрать для этого более короткий путь? Почему бы не ввести для инженерных коммуникаций стопроцентную амортизационную премию, уменьшив тем самым размер платы за подключения на сумму «сидящих» в ней налогов? Заодно удалось бы разгрузить массу руководителей от бесчисленных совещаний, сэкономить всем время.

Много мероприятий, шагов, мер по развитию, углублению партнёрства бизнеса и власти — это не то чтобы не всегда хорошо, это зачастую плохо. Регионы в борьбе за инвестиции сегодня часто соревнуются в количестве инструментов поддержки бизнеса, форм частно-государственного партнёрства. Как следствие, бюджетные возможности размазываются таким тонким слоем, что уже не чувствуется вкуса.

Модель складывающегося партнёрства бизнеса и власти полезно совершенствовать именно в сторону экологичности, сокращения количества неэффективных взаимодействий. А тем более уменьшения имитации действий по развитию этого самого партнёрства. Не надо бесконечно ломать головы над тем, как нарастить масштабы и формы этого партнёрства. Важнее уменьшить количество вредных выбросов от такого партнёрства — ими являются коррупция, неэффективные бюджетные траты, потери временных ресурсов с обеих сторон, ложные ориентиры и надежды.

Источник: Викулов В. Экологичность — искомое состояние партнёрства власти и бизнеса // Эксперт ЮГ. — №44-45. — 2009

Опубликовано в Статьи